Дж. Скотт, "Против зерна" - эпатажная теория, подрубившая самые древние корни современной культуры

Feb 21, 2021 03:23

Крайне эпатажная книга "Against The Grain: A Deep History of the Earliest States" (James C. Scott, 2017) - "Против зерна: глубинная история древнейших государств" Джеймса Скотта (не только антрополога, но и практического полевого политолога) стала скандалом и по опросам получила симпатии 87% прочитавших.

Read more... )

Leave a comment

Comments 693

nizhlogger February 21 2021, 02:52:16 UTC
Чушь то какая. Увеличение численности рано или поздно вынудило бы перейти к осёдлости. Охотничьи угодья не бесконечны.
Даже кочевники в своё время столкнулись с такими ограничениями, хотя казалось бы степь вообще бескрайняя, и были покорены оседлыми народами.

Reply

ext_5376003 February 21 2021, 04:32:24 UTC
Охотники делили и охраняли угодья, руболовы делили и охраняли срои рыбные места, скотоводы делили о охраняли пастбища. И в любой момент "за своё" начинался мордобой.

Reply

sevastian_mos February 21 2021, 09:27:46 UTC
Да, резня точнее. РЕЗНЯ за угодья.

Reply

nizhlogger February 21 2021, 23:54:45 UTC
Они всё это делали пока не пришли более организованные оседлые и прекратили бардак.

Reply


chemcoder February 21 2021, 02:57:05 UTC
Кстати, интересный факт, не помню уже, откуда вычитанный. Бледнолицые, взятые в плен индейцами в Америке, зачастую отказывались при возможности возвращаться обратно к своим, ибо жить в плену у индейцев было реально смачнее, чем жить на свободе с своими братьями по разуму.

Reply

matsea February 21 2021, 03:59:26 UTC
Да, дети. Взрослых пленных индейцы избивали и заставляли работать, а вот некоторых детей бывало индейцы брали в семью. И эти дети не хотели потом назад возвращаться.

Reply

zadel February 21 2021, 05:22:00 UTC
"ибо жить в плену у индейцев было реально смачнее"

это пока бизоны не кончились

Reply

marusialimovak February 21 2021, 06:44:26 UTC
Бизонов извели бледнолицые ради уничтожения краснокожих.

Reply


kvakosavrus_q February 21 2021, 04:12:24 UTC
А что эпатажного? Идея не нова, у Д. Даймонда она активно излагалась, думаю он был не первый.

Или худлит. Глянем на пару абзацев из романа Бакстера Titan (1997 года издания, или он проитал Даймонда или эти идеи вовсю циркулировали и и так)

What bothered her more right now was his determination to quit school and go join the Hunter-Gatherers in Central America ( ... )

Reply

zadel February 21 2021, 05:23:27 UTC
"В итоге кто не начал сеять и жил привольно был завоеван и/или вырезан."

так то мясная диета кочевников нагибала вегетарианскую земледельцев, пока в огнестрел не смогли, в технологии.

Reply

roberttylerd February 21 2021, 07:23:41 UTC
Если платить пятью земледельцами за одного охотника то земледельцев бабы новых нарожают, а вот охотники уже не успеют.

Reply

zadel February 21 2021, 08:44:41 UTC
история доказывает что ногайцев суворов смог нагнуть исключительно когда профармия и огнестрел.
до того все попытки повоевать кучей земледельцев кончались большими фейлами

Reply


girchuck February 21 2021, 05:07:22 UTC
Надо всех варваров цивилизовать и к работе приставить, и со спутников следить чтоб никто не убегал.

Reply

roberttylerd February 21 2021, 07:24:01 UTC
Варваров да, дикарей нет.

Reply

alex_rozoff February 21 2021, 07:55:00 UTC
Кому надо?

Reply

girchuck February 21 2021, 14:51:21 UTC
Цивилизованным людям.

Reply


lugermaxotto February 21 2021, 05:11:56 UTC
Вообще- то описанное автором- это побочка. Даже освоение примитивнейших технологий выращивания зерна (прогнать через мокрый после сезонного разлива реки грунт стадо, раскидать зерна, пройтись через такую посадку пешком, через несколько месяцев собрать урожай) приводило к росту населения в разы, а то и десятки раз ( ... )

Reply

vitus_wagner February 21 2021, 06:53:10 UTC
Чтобы прогнать стадо, надо иметь домашний скот. Чтобы иметь домашний скот надо несколько сотен лет жить оседло и иметь излишек продовольствия, чтобы прокормить пойманных крупных копытных пока ведется их селекция по критериям дружественности к человеку.

Так что "прогнать стадо" это далеко не примитивная технология.

Reply

nemojgusar February 21 2021, 07:06:48 UTC
и иметь излишек продовольствия, чтобы прокормить пойманных крупных копытных пока ведется их селекция по критериям дружественности к человеку.

Там где нет зимы со снегом зачем это?

Reply

vitus_wagner February 21 2021, 08:33:23 UTC
Затем что на протяжении десятка-другого поколений, пока поведение животных не будет соответствующим образом модифицировано путем селекции, их придется держать взаперти, чтобы не разбежались.

Reply


Leave a comment

Up